Галатский мост

Опубликовано в Стамбул
/
8 Июл 2014

Каждый турист, посещающий Стамбул, обязательно заглядывает на Галатский мост, который находится около Новой мечети. Это двухэтажное сооружение, на первом этаже которого расположены зона для прогулок и рестораны, а на втором ездят трамваи и автомобили. Длина моста около 490 метров, а ширина достигает 42 метров — это уже пятый по счету мост через бухту.

История проекта

История Галатского мостаПервый мост над Золотым Рогом, который располагался в районе Феодосиевых стен в западном конце города, построил Юстиниан Великий в 6-м веке. В 1453 году во время падения Константинополя турки собрали наплавной мост, поставив свои корабли бок о бок. Это было сделано для того, чтобы войска могли переправляться на другую сторону бухты.

В 1502-1503 годах было принято решение построить мост именно в том месте, в котором он находится сейчас. Султан Баязид II запросил дизайн, и Леонардо да Винчи, используя три известных геометрических принципа — отжатый лук, параболическую кривую и трапецевидные арки — создал проект моста через Золотой Рог длиной 240 метров и шириной 24 метра. Если бы он был тогда построен, то стал бы самым грандиозным мостом в мире, однако, амбициозный султан не утвердил проект.

Для разработки моста в Стамбуле был также приглашен другой итальянский художник — Микеланджело, но он не принял это предложение, и строительство заморозили до 19 века. Версия Леонардо да Винчи, только меньшего масштаба, была все же принята в 2001 году недалеко от города Осло в Норвегии. Ее предложил норвежский художник, основываясь на первом строительном проекте Леонардо да Винчи.

В начале 19 века Махмуд II (1808-1839) построил понтонный мост длиной более 500 метров через бухту, но он был расположен западнее Галатского моста.

Пять Галатских мостов

Пять Галатских мостовПервый мост Галата построили в 1845 году при участии матери султана Абдула Междида I и использовали 18 лет. Построенный из дерева мост также называли Мост Валиде или Новый мост. Пройти на мост можно было только платно. Этот мост заменили на другой деревянный в 1863 году под руководством султана Абдула Азиза перед приездом Наполеона III в Стамбул.

В 1870 году был подписан контракт с французской компанией на строительство третьего, тоже деревянного, моста, но начавшаяся война между Франций и Германией задержала проект. Постройка была передана британской компании в 1972 году, которая в 1975 году успешно завершила работы. Мост был платным, имел длину в 480 метров и ширину в 14 метров.

Четвертый по счету Галатский мост был возведен в 1912 году немецкой фирмой «MAN» за 350 000 золотых лир. Этот плавучий мост имел длину в 466 метров, а его ширина достигала 25 метров. Во время пожара в 1922 году он был сильно поврежден и отбуксирован вверх по течению Халича, чтобы освободить место для современного Галатского моста. Пятый мост, построенный турецкой компанией STFA находится в эксплуатации до сих пор.

В 2005 году через него проложили трамвайные пути и огородили их для бесперебойного движения поездов, которые проезжают здесь каждую минуту. На мосту есть по три автомобильные полосы и по одному тротуару в каждом направлении.

Что посмотреть

Что посмотреть на Галатском мостуГалатский мост соединяет Новую и Старую части Европейской стороны города и районы Эминёню и Каракёй. Он разделен на две части, между которыми сохраняется проход для движения кораблей в бухту Золотой Рог. Каждая из частей имеет два этажа, на первом из которых находятся рыбные рестораны и прогулочная зона. С первого и второго уровней моста открывается превосходный вид на Стамбул.

Второй уровень представляет собой дорогу для автомобилей и скоростную трамвайную линию. На тротуарах постоянно, в любую погоду, толпятся рыбаки, которые с удовольствием продают свежепойманную рыбу.

На Галатском мосту и рядом с ним всегда очень много гостей и жителей Стамбула. Около моста находится причал Эминёню, с которого отправляются корабли и паромы на Азиатскую сторону, рыбный рынок, кафе и Новая мечеть. Пройдя немного дальше вдоль Золотого Рога можно найти мини-парк, где жарят рыбу, а после вместе с зеленью и луком вкладывают в булочку — балык-экмек.